Главная » Важные советы » Выплаты сотруднику-иностранцу

Выплаты сотруднику-иностранцу

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу

Выплаты сотруднику-иностранцу

Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу.

Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

По общему правилу порядок начисления страховых взносов на выплаты сотрудникам-иностранцам зависит от их статуса:

  • временно проживающие в России;
  • временно пребывающие в России.
  • постоянно проживающие в России;

Исключением из этого правила являются работающие в России граждане стран, входящих в ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения). С выплат, начисленных таким сотрудникам, страховые взносы нужно платить независимо от их статуса.

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.



Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Двойное гражданство

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на выплаты сотруднику с двойным гражданством. Сотрудник постоянно проживает за границей и работает в российской организации по трудовому (гражданско-правовому) договору. Договор заключен с ним как с гражданином России

Граждане России признаются застрахованными лицами:

  • в части обязательного пенсионного и медицинского страхования, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – если они работают по трудовым договорам;
  • в части обязательного пенсионного и медицинского страхования – если они работают по трудовым или гражданско-правовым договорам.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьей 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и частью 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Наличие у граждан России двойного гражданства не ограничивает их правоспособность в России. Ни приобретение двойного гражданства, ни проживание в другой стране не лишает гражданина России его российского гражданства. Это следует из положений части 4 статьи 4 и статьи 6 Закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ. Таким образом, российские граждане, работающие по трудовым (гражданско-правовым) договорам в российских организациях, признаются застрахованными лицами независимо от того, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность (на территории России или за ее пределами).



В свою очередь, страхователями признаются все российские организации, которые производят выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Следовательно, если организация начисляет гражданину России вознаграждения по трудовому договору, она должна платить с этих сумм взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если организация начисляет гражданину России вознаграждения по гражданско-правовому договору, она должна платить с этих сумм взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Такие требования установлены частью 1 статьи 7 и пунктом 2 части 3 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Никаких особенностей начисления страховых взносов в связи с наличием у граждан России двойного гражданства этот закон не предусматривает. Поэтому начислять взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным российской организацией с гражданами России, которые имеют двойное гражданство и проживают за пределами России, нужно на общих основаниях.

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на выплаты беженцам и тем, кто подал заявление на получение такого статуса

На выплаты беженцам страховые взносы начисляйте на общих основаниях, то есть как гражданам России.

Иностранные граждане, признанные беженцами, имеют право на социальное обеспечение наравне с гражданами России (подп. 10 п. 1 ст. 8 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1). При этом в системе обязательного пенсионного (социального, медицинского) страхования такая категория граждан из числа застрахованных лиц не исключена (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и ч. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Никаких особенностей расчета страховых взносов с выплат беженцам в этих законах также не предусмотрено. Поэтому взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным с теми, кто имеет статус беженца, начисляйте на общих основаниях.



Если иностранец только подал ходатайство о признании его беженцем, но еще не получил такой статус, то он является временно пребывающим. Ему выдается свидетельство, которое подтверждает законность его пребывания на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 12 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1, абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Поэтому выплаты в его пользу облагайте пенсионными взносами и взносами на обязательное социальное страхование (письмо Минтруда России от 19 декабря 2014 г. № 17-3/В-620).

Что касается взносов на обязательное медицинское страхование, то их тоже нужно начислять. Дело в том, что на лиц, которым предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1, в том числе и право на оказание им медицинской помощи (п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274). Лица, имеющие право на медицинскую помощь, признаются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Следовательно, выплаты иностранцам, которые ходатайствуют о признании их беженцами, облагаются взносами на обязательное медицинское страхование в общем порядке. Согласно письму Минтруда России от 19 декабря 2014 г. № 17-3/В-620, этот порядок применялся до 2015 года и продолжает действовать в настоящее время.

Порядок начисления взносов

На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим и временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).



На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, 58.2, ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

Это следует из положений частей 1, 2 статьи 12, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Пример начисления страховых взносов на зарплату сотрудника-иностранца, временно проживающего в России. Организация не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев (1970 г. р.) работает по трудовому договору в должности менеджера по работе с клиентами. Кондратьев имеет разрешение на временное проживание в России, поэтому на его зарплату начисляются взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Также зарплата Кондратьева облагается взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента.



В январе Кондратьеву начислили зарплату 20 000 руб.

На выплаты в пользу Кондратьева в январе были начислены страховые взносы:

  • в ПФР – 4400 руб. (20 000 руб. × 22%);
  • в ФСС России – 580 руб. (20 000 руб. × 2,9%);
  • в ФФОМС – 1020 руб. (20 000 руб. × 5,1%);
  • на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 40 руб. (20 000 руб. × 0,2%).

Какие выплаты освобождены от взносов

Страховыми взносами не облагаются:

1) вознаграждения иностранцам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;

2) вознаграждения иностранцам, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и частью 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Изменение статуса пребывания в России

Ситуация: как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с выплат иностранному сотруднику. В течение года у сотрудника изменился статус пребывания в России

При изменении статуса иностранного сотрудника страховые взносы начисляйте в соответствии с тарифом, установленным для его нового статуса. Это объясняется следующим.

Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит:

  • от категории сотрудника (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий, лицо без гражданства);
  • наличия статуса высококвалифицированного специалиста (наличие данного статуса в некоторых случаях и вовсе освобождает организацию от уплаты страховых взносов).

В течение года статус иностранца может измениться. Например, он может получить вид на жительство и сменить статус с временно пребывающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.



В Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет специальных норм, регулирующих порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В месяце, в котором произошло изменение статуса сотрудника, сумму начисленных ему выплат разделите на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумму страховых взносов за месяц, в котором у сотрудника изменился статус, определяйте по следующим формулам:

Сумма пенсионных взносов

Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса

Тариф страховых взносов до изменения статуса

Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца

Тариф страховых взносов после изменения статуса

Пример расчета страховых взносов с выплат сотруднику-иностранцу. В течение календарного года статус сотрудника изменился с временно пребывающего на постоянно проживающего

Менеджер А.С. Иванов 17 апреля получил в России вид на жительство и сменил статус временно пребывающего на статус постоянно проживающего.

За январь–март Иванову было начислено 120 000 руб. Зарплата Иванова за апрель составила 60 000 руб.

Для расчета страховых взносов за апрель бухгалтер организации разделил зарплату, начисленную Иванову, на две части. В апреле 22 рабочих дня. Зарплата за период с 1 по 16 апреля составила 32 727 руб. (60 000 руб.: 22 дн. × 12 дн.). Зарплата за период с 17 по 30 апреля равна 27 273 руб. (60 000 руб.: 22 дн. × 10 дн.).

По состоянию на 30 апреля суммарная расчетная база для начисления страховых взносов с выплат Иванову не превысила предельных величин:



– ни по взносам на социальное страхование: 120 000 руб. + 60 000 руб. 670 000 руб.;

– ни по взносам на пенсионное страхование: 120 000 руб. + 60 000 руб. 711 000 руб.

Тарифы для начисления страховых взносов с зарплаты Иванова составляют:

1) при статусе временно пребывающего:

  • на пенсионное страхование – 22 процента;
  • на обязательное социальное страхование – 1,8 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 0 процентов;

2) при статусе постоянно проживающего:

  • на пенсионное страхование – 22 процента;
  • на обязательное социальное страхование – 2,9 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.

С выплат Иванову за январь–март бухгалтер начислил страховые взносы в следующих размерах:

– на пенсионное страхование – 26 400 руб. (120 000 руб. × 22%);

– на социальное страхование – 2160 руб. (120 000 руб. × 1,8%);

– на медицинское страхование – 0 руб. (в I квартале Иванов не признавался застрахованным лицом).

С выплат Иванову за апрель бухгалтер начислил страховые взносы в следующих размерах:

За период с 1 по 16 апреля:

– на пенсионное страхование – 7200 руб. (32 727 руб. × 22%);

– на социальное страхование – 589,09 руб. (32 727 руб. × 1,8%);

– на медицинское страхование – 0 руб. (до 17 апреля Иванов не признавался застрахованным лицом).

За период с 17 по 30 апреля:

– на пенсионное страхование – 6000 руб. (27 273 руб. × 22%);

– на социальное страхование – 790,92 руб. (27 273 руб. × 2,9%);

– на медицинское страхование – 139,09 руб. (27 273 руб. × 5,1%).

Выплаты гражданам республик Беларусь, Казахстан, Армения

Страховые взносы с выплат гражданам стран, входящих в ЕАЭС, начисляйте по тем же правилам, что и с доходов российских граждан. Независимо от статуса этих сотрудников (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий). Работающие в России граждане Беларуси, Казахстана и Армении признаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, для них предусмотрено социальное обеспечение на тех же условиях, что и для граждан России (п. 3 ст. 98 договора о Евразийском экономическом союзе). При этом к социальному обеспечению относится:



– социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

– обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с выплат гражданам стран ЕАЭС, работающим в организации, начисляйте страховые взносы в следующем порядке.

Если у организации нет прав на применение пониженных страховых тарифов:

– в Пенсионный фонд РФ – по тарифу 22 процента (по доходам свыше 711 000 руб. – 10%);

– в ФСС России – по тарифу 2,9 процента (по доходам свыше 670 000 руб. – 0%);

– в ФФОМС – по тарифу 5,1 процента (независимо от суммарного размера выплат).

Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков.

Это следует из положений части 1 статьи 7, статьи 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

О admin

x

Check Also

Статистическая оценка миграции населения РФ, Общее изучение миграции населения — Статистика миграции населения

Статистическая оценка миграции населения РФ Общее изучение миграции населения Изучение основных проблем миграции предпочтительней начинать с рассмотрения сложившейся демографической обстановки в России в целом, что позволит оценить настоящую ситуацию с ...

Миграция населения статистика 2015

Миграция населения статистика 2015 — Миграция населения в России: статистика за 2015 год Тема внутренней миграции граждан России рассматривается в статье » Внутренняя миграция населения России «. В х годах ...

Анализ: мигранты

Анализ: мигранты — новое население РФ, или угроза национальной безопасности При чем речь идет не только о миграции, как неконтролируемом факторе, провоцирующим социальную и экономическую напряженность, отрицательно влияющему на эпидемиологическую ...

Мигранты в России: статистика за 2015 год

Миграция населения в России: статистика за 2015 год В связи с событиями минувшего года и девальвацией рубля пребывание в России уже не так привлекательно для иностранцев. Сказались меры по учету ...

Статистика миграции населения

Тема: Статистика миграции населения 1. Миграция населения как объект изучения статистики: понятие, виды миграции 1.1 Миграция населения: понятие, классификация 1.2 Направления разработки и анализа данных о миграции населения 2. Система ...

Миграционный прирост населения России увеличился в январе-июне 2016 года в 1, 3 раза

Миграция населения в России: статистика 19 сентября — 2 октября 2016 Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, итоги первого полугодия 2016 года //Демоскоп Weekly. 2016. № 697-698. URL: http://demoscope.ru/weekly/ ...

Международное общественное объединение Развитие — Закономерности современной международной миграции и особенности ее регулирования

Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999 № 1 международные экономические отношения ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ Валентина Мигас, Александра Нечай Мигас Валентина Васильевна кандидат экономических ...

Плисецкий Е, Современные миграционные процессы в России, Журнал География № 37

Современные миграционные процессы в России Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ канд. геогр. наук, доцент кафедры экономики и регионального развития Финансовой академии при правительстве РФ Трактовка понятия миграция Нелегальные мигранты Под миграцией населения 1 ...

Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России

Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России 1.1. Понятие, виды и причины миграций …………………………………..3 1.2. Специфика современной миграции в ...

Закономерности и противоречия развития миграционной системы России

Миграционные процессы в России: в чем особенности и закономерности Перейти на главную страницу 2. Концептуальные организационно- правовые основы миграционной системы России МС РФ в юридическом лице своего центрального органа — ...

Современные миграционные процессы в России — Реферат, страница 2

Современные миграционные процессы в России 6. Международные миграции в России. Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 /5 миграционного обмена Российской ...

Современные миграционные процессы в России — Студопедия

Современные миграционные процессы в России Распад СССР сопровождался возникновением целого комплекса проблем, так или иначе повлиявших на миграционное движение народов, населявших одну шестую часть суши. Соглашения между образованными на территории ...

Основные миграционные процессы в современной России

Основные миграционные процессы в современной России 2.1.1 Незаконная миграция Особую озабоченность вызывает незаконная иммиграция в Российскую Федерацию, которая, по разным оценкам, составляет сегодня от 1 до 1,5 млн. человек.[1] Масштабный ...

Особенности современных миграционных процессов

Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», Междунар Особенности современных миграционных процессов: Небывалые масштабы миграции рабочей силы. Особо следует выделить увеличение внутриконтинентальной миграции. Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами ...

Введение, Понятие и сущность миграционных процессов — Миграционные процессы

Введение Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут ...

Исторические особенности миграционных процессов в России — Миграционные процессы в России в конце ХХ

Исторические особенности миграционных процессов в России Основные движущие силы любой миграции: · Бедственное экономическое положение, безработица, существенная разница в оплате одного и того же труда на родине и заграницей. Субъекты ...

Миграционные процессы в России

Миграционные процессы в России: в чем особенности и закономерности Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых держав, включая ...

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России. Масштабные процессы миграции требуют выработки качественного законодательного регулирования в области осуществления государственной миграционной политики. Мощная волна международной миграции, которая превратила Россию в крупнейший ...

Как получить квоту на РВП для граждан Украины на 2018год, Финансовый базис

Правила получения квоты на РВП для граждан Украины в 2018 году Разрешение на временное проживание дается только определенным категориям граждан. К ним относятся люди, которые вынужденно покинули свою страну. РВП ...

Постановление Правительства РФ от N 193 — Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации — (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193 Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) ...

Прием на работу иностранных граждан (нюансы)

Прием на работу иностранных граждан в 2018 году (нюансы) Отправить на почту Прием на работу иностранных граждан в 2018 году продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2016-м. Алгоритм трудоустройства зависит ...

Рейтинг@Mail.ru