Главная » Вид на жительство » Чем опасен носитель русского языка?

Чем опасен носитель русского языка?

Чем опасен носитель русского языка?

Чем опасен носитель русского языка?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Законопроект об очередном упрощении порядка приема в российское гражданство цивилизационно русских людей был внесен в Государственную Думу К.Ф.Затулиным в конце прошлого года и уже выходит на первое чтение. В январе в число инициаторов вошла Наталья Поклонская, а в марте инициативу поспешили поддержать еще с десяток депутатов (некоторые так поспешили, что потом даже пришлось отзывать свои фамилии с законопроекта).

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ УПРОЩАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ?

Сам законопроект уместился на одной страничке. Авторы законопроекта, видимо, тоже так спешили исполнить поручение Президента РФ, данное в конце 2012 года, что перепутали номера статей, в которые предлагается вносить изменения. В статье 1 законопроекта ошибочно указан номер статьи 31.1 Федерального закона О гражданстве РФ — имелась в виду статья 33.1. В пояснительной записке номер также неверный, но зато там дается наименование статьи.

Поэтому если все же открыть закон, в который хотят внести изменения, то можно обнаружить искомую статью 33.1 Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Определение понятия носитель русского языка в обновленной редакции должно будет выглядеть так: это лица, владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии родились либо постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР.

Вообще, авторы Федерального закона от 20.04.2014 №71-ФЗ (закон принят по инициативе Правительства РФ), которым было введено понятие носителя русского языка, тоже считали, что исполняли поручение главы государства. То есть вроде как поручение исполнено, больше не надо ничего делать.

Но по факту ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам так и не появился в 2014 году. Возможно, потому что по закону О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом понятие соотечественника носит двойственный характер: соотечественники за рубежом — и так имеют российское гражданство, а остальные соотечественники лишь частично пересекаются с носителями русского языка. Да и каждый чих по-прежнему надо доказывать — и проживание на территории Российской империи сто пятьдесят лет назад, и владение русским языком. По новому ускоренному порядку тем, кто родился на территории России, или Российской империи (в Финляндии, например), или в СССР (в Таджикистане, Прибалтике и других союзных республиках), будет даваться вовсе не гражданство в ускоренном порядке, а лишь право пройти собеседование на комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Поправки не затрагивают самого порядка получения гражданства носителями русского языка.

Носители русского языка согласно действующей редакции закона о гражданстве вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке. В части 2.1 статьи 14 закона сохраняется требование об отказе от имеющегося гражданства. Отказ не требуется, если он невозможен по независящим от человека причинам (этот случай прописывался, видимо, специально для фактических беженцев с ЛДНР). Изменения, предлагаемые в статью 8 закона о статусе иностранцев, касаются отмены требования отказа от гражданства при подаче заявления на получение вида на жительства (процедура, как правило, предшествующая получению гражданства). Это положение об отказе вводилось, кстати, все тем же 71-ФЗ.

Второе изменение в эту статью отменяет трехлетний срок, на который выдается вид на жительство носителю русского языка. Непредставление подтверждения отказа от гражданства исключается также из оснований для невыдачи вида на жительства носителям русского языка. В итоге возникает коллизия между нормами закона о гражданстве, которые все-таки сохраняют общее правило об отказе от имеющегося гражданства для носителей русского языка, и нормами закона о статусе иностранцев, в соответствии с которыми при получении вида на жительства отказ от гражданства не требуется.

С другой стороны, логично требовать отказа от имеющегося гражданства именно при предоставлении российского гражданства, а не при получении вида на жительства. Иначе, если отказ от гражданства будет принят государством и человек выйдет из гражданства, не получив российского гражданства, он окажется лицом без гражданства. Кстати, именно это обстоятельство снижает вероятность на практике отказаться от гражданства, так как международное право обязывает государства избегать появления апатридов (лиц без гражданства). В этом смысле поправки Затулина логичны.

Теоретически логично и требование отказаться от имеющегося гражданства: но только если новое гражданство уже предоставлено. Как международное право не любит апатридов, так и государства не любят бипатридов — людей с множественным гражданством. С двойным гражданством в юридическом смысле (то есть когда между государствами есть договор о двойном гражданстве) проблем может быть меньше, так как они должны быть урегулированы договором. А с двумя гражданствами проблем может быть вдвое больше.

Как правило, проблемы могут возникнуть у самого гражданина и касаться исполнения обязанностей: уплаты налогов, службы в армии. Например, гражданин США обязан платить подоходный налог независимо от своего местонахождения и места ведения бизнеса. Для государств проблема будет такова, что они дважды будут исполнять свои обязанности в отношении такого гражданина. Например, дважды выплачивать ему пособие по безработице или пенсию. Если же между двумя государствами начнется война, и некий гражданин имеет гражданство обоих государств, мобилизован он будет в обоих государствах. Тогда в одном из этих государств ему будет грозить ответственность за уклонение от службы.

Из-за вероятности различных проблем, связанных с множественным гражданством, наше государство предпочитает знать о наличии иных гражданств у россиян. Поэтому была даже введена уголовная ответственность за неуведомление о наличии иного гражданства.

Различного рода опасения препятствуют заключению между государствами договоров о двойном гражданстве. Например, у России было всего два таких договора: с Туркменистаном и Таджикистаном. Первый прекратил свое действие, второй под вопросом. Вопреки распространенным мнениям у России нет договора о двойном гражданстве с Израилем и США. Если же договора о двойном гражданстве нет, то второе гражданство у гражданина для другого государства как бы не существует. Несмотря на наличие уголовной ответственности за неуведомление о втором гражданстве, прямого запрета на второе гражданство в России нет. Хотя некоторые видят в такой ответственности предвестник запрета на получение иных гражданств. Действительно, во многих государствах второе гражданство запрещается под угрозой лишения гражданства. Косвенный запрет на второе гражданство видится и в требовании об отказе от имеющегося гражданства при получении нового гражданства, который как раз есть в России.

Право почвы (jus soli) — один из принципов приобретения гражданства: гражданство приобретается при рождении на территории этого государства. Правом почвы славятся США. Недаром существуют даже программы организации родов в США: так ребенок получит американское гражданство, а там и родители подтянутся в граждане. Противостоит праву почвы право крови — предоставление гражданства по языковому, этнокультурному, национальному признаку. В современном мире эта классификация уже не имеет большого значения, потому что государства комбинируют оба подхода в своем законодательстве.

Посмотрим, как это скомбинировано в российском законодательстве. Ребенок приобретает российское гражданство по рождению, как правило, перенимая гражданство от родителей или одного из них, либо рождаясь на территории РФ и находясь под угрозой остаться без гражданства. Есть и исключительный вариант: круглый сирота на территории РФ становится россиянином через полгода после обнаружения.

Иностранцы могут приобрести гражданство РФ, если они пять лет живут в России по виду на жительство. Для них также требуется владение русским языком и отказ от иного гражданства. Упрощенный порядок получения российского гражданства связан с обстоятельствами наличия родителей, детей, супругов с российским гражданством, а также рождения на территории РСФСР, СССР и др. Упрощенный порядок введен и для носителей русского языка.

Таким образом, в российском законе о гражданстве так называемое право почвы пересекается с правом крови. А выдаваемое за принцип почвы нововведение, по которому родившиеся на территории РФ, либо СССР, либо Российской империи получают право сдать экзамен для признания носителями русского языка, вообще больше похож на принцип крови (хотя здесь вообще не совсем корректно говорить о принципах приобретения гражданства). Сама конструкция с признаком владения и пользования русским языком имеет больше общего с правом крови, а не с правом почвы.

Логика авторов законопроекта, вводящих, по их мнению, право почвы, такова, что подтвердить проживание сложнее, чем подтвердить рождение. Это правда. Но с другой стороны, и родиться на определенной территории сложнее, чем в результате сознательного выбора приехать и проживать в определенной стране. При этом этнически русским быть вовсе не обязательно, надо знать русский язык.

Другое дело поправка, касающаяся исключения из определения носителя русского языка слов в пределах Государственной границы РФ. Так законодатели исправляют несправедливость в отношении лиц, происходящих с исторических российских земель и вообще лишенных счастья предстать перед комиссией по признанию носителем.

Несмотря на фактические использование права крови (адресация к русскому языку), законодатель никак не может сам себе позволить открыто говорить просто о русских, цивилизационно или этнически русских людях, а не носителях русского языка. Отдельные депутаты предлагают такие законопроекты, в которых предлагается упростить получение гражданства этнически русским. Но эти законопроекты неизменно получают отрицательные заключения. Почему? Потому, что по Конституции РФ гарантируется равенство прав независимо от национальности (часть 2 статьи 19). Якобы поэтому мы не можем дать никаких преференций русским. Однако в той же части 2 статьи 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав также независимо от языка. Но законодатель на это почему-то может закрыть глаза, давая как будто больше прав носителям русского языка, а говорить о русских по национальности все равно не может.

Конечно, упрощать порядок предоставления гражданства пусть даже по национальному признаку можно не бесконечно. Ведь национальность в конечном счете выявляется по самоопределению гражданина, то есть фактически со слов гражданина. Перепись населения — яркий тому пример. Но у нас упрощения порядка предоставления российского гражданства нашим соотечественникам не происходит вовсе. Его нет. О нем можно много говорить, можно каждый год пиариться на этой теме. Но упрощения порядка предоставления гражданства как не было, так и нет.

Сколько человек нуждалось в российском гражданстве и сколько получило его? С ликвидацией ФМС найти официальную статистику вообще стало непросто. Если вдруг порядок реально упростился в 2014 году, почему дискуссии об упрощении порядка не прекращаются? И в конце концов, почему нельзя на самом деле упростить порядок предоставления гражданства русским людям (назовем их для маскировки носителями русского языка)? Как будто России вообще не нужны лишние граждане — и это притом, что огромная часть нашей территории не заселена, что само по себе представляет угрозу безопасности РФ.

И для русских людей была выбрана такая то ли оскорбительная, то ли толерантная замена — носитель русского языка. Звучит, как будто это носитель какого-то вируса. Вроде бы не болеет сам, но потенциально опасен.

О admin

x

Check Also

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО (ВНЖ)

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО (ВНЖ) Вид на жительство в Греции позволяет путешествовать без виз по странам Евросоюза, открывать счета в европейских банках, брать кредиты на развитие бизнеса,покупать недвижимость в Европе и ...

Подписан закон, упрощающий процедуру получения вида на жительство, Политический класс

Подписан закон, упрощающий процедуру получения вида на жительство 4 мая. Президент Российской Федерации Владимир Путин 2 мая подписал закон О внесении изменений в статью 8 Федерального закона О правовом положении ...

Каки документы нужны для вида на жительство в рф для граждан украины, Подробно расскажем, как гражданам

Каки документы нужны для вида на жительство в рф для граждан украины На Украине ничего нет. Но, к сожалению, в настоящее время к Вашей жизненной ситуации это пока не относится. ...

Получение вида на жительство в России — Замужем за египтянином

Замужем за египтянином Получение вида на жительство в России Итак, у иностранца есть Разрешение на временное проживание, действующее 3 года. РнВП не подлежит пролонгации, то есть продлить его нельзя, а ...

Вид на жительство в России — кто имеет право на получение

Вид на жительство в РФ как получить, как продлить, сколько заплатить? Все о желаемом многими виде на жительстве в России что это такое, срок действия, сроки получения. Что делать в ...

Какие сроки получения вида на жительства?

Какие сроки получения вида на жительства? По результатам рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство территориальным органом ФМС России в срок, не превышающий 6 месяцев с даты приема заявления принимается ...

Получение вида на жительство в России — компания Загранпаспорт New

Получение вида на жительство в России Вид на жительство (ВНЖ) представляет собой документ, подтверждающий право лиц без гражданства или иностранцев постоянно проживать на территории Российской Федерации. Срок его действия составляет ...

Документы на вид на жительство в России : список

Какие документы нужны для получения вида на жительство в РФ Важность ВНЖ в 2017 для иностранного гражданина, проживающего в РФ, переоценить невозможно. Документ дает возможность реализовывать себя – работать, учиться ...

Какие документы нужны для вида на жительство в России

Необходимая документация для получения вида на жительство в РФ Роль вида на жительство трудно переоценить. Этот документ является непосредственным удостоверением личности лица иностранного происхождения, он дает законное право реализовать себя ...

Документы для получения вида на жительство РФ

Документы для получения вида на жительство РФ Порядок получения гражданином иностранного государства вида на жительство в РФ рассмотрен в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФМС РФ № 215 от 22 апреля ...

Документы на вид на жительство РФ: какие нужны, перечень

Документы для получения вида на жительство в России Ежегодно тысячи мигрантов из стран бывшего СССР и других регионов приезжают в Россию с намерением работать здесь долгие годы или вовсе остаться ...

Какие документы нужны для получения вид на жительство в России : полный список

Список необходимых документов для получения вида на жительство в России Россия – страна стабильная в экономическом и политическом аспекте. Каждый год в РФ приезжают тысячи людей. Преимущественно это граждане, прибывшие ...

Решение суда об аннулировании вида на жительство № 2а-6731

Решение суда об аннулировании вида на жительство № 2а-6731/2017 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Челябинск 25 июля 2017 года Центральный районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой, при ...

Образец заполнения подтверждения вида на жительство

Образец заполнения подтверждения вида на жительство + Дата публикации: — 10.09.2017 — 1104 Просмотров При заполнении уведомления не допускается использование сокращений слов, аббревиатур и исправлений. Взять заявление на предоставление РВП ...

Аннулирование вида на жительство лицу без гражданства

Аннулирование вида на жительство лицу без гражданства. Правовой статус детей, прибывших из Таджикистана Аннулирование вида на жительство лицу без гражданства В каких случаях может быть аннулирован вид на жительство, выданный ...

Последствия аннулирования вида на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан

Последствия аннулирования вида на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан Ситуация: иностранный гражданин намерен отказаться от вида на жительство (ВнЖ) и получить разрешение на работу высококвалифицированного специалиста (ВКС). Для ...

Удобное аннулирование вида на жительство в г

Аннулирование вида на жительство в Украине Получение ВНЖ – достаточно распространенная процедура среди иностранцев. Мы, конечно, не берем во внимание туристов, ибо их интересует максимум виза, а речь идет об ...

За что могут аннулировать внж в россии

Аннулирование вида на жительство Законодательством России предусмотрено, что иностранным гражданам могут быть выданы два вида разрешений для проживания: постоянное и временное. Выдачу обоих регламентирует ФЗ № 115 О правовом положении ...

Основания для аннулирования вида на жительство

Основания для аннулирования вида на жительство Аннулирование вида на жительство В российском законодательстве предусматривается исчерпывающий список обстоятельств, которые могут стать основанием для аннулирования вида на жительство в России, которое выдано ...

Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство

Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: 1) ...

Статья 9 Закон об Иностранцах

Аннулирование вида на жительство Законодательство Российской Федерации с комментариями и пояснениями от ведущих юристов России Законодательство РФ Кодексы РФ Статья 9 Закон об Иностранцах. Основания отказа в выдаче либо аннулирования ...

Рейтинг@Mail.ru