Развитие ребенка происходит поэтапно, и важно знать, какие особенности характерны каждому из этапов.
Характерные особенности развития ребенка от одного до трёх лет
В возрасте от одного до трех лет родители начинают по-настоящему открывать характер своего ребёнка. Разумеется, пока ещё он характеризуется некоторыми особенностями и определённым образом поведения, присущими грудному возрасту, однако именно теперь всё более чётко вырисовываются контуры личности.
На втором году жизни маленькие дети проявляют сильную привязанность ко всем людям, которых знают, в то время как ко всем незнакомым относятся с недоверием и даже страхом.
На третьем году у детей, особенно посещающих ясли, отношение к посторонним людям становится более непринуждённым. На этой стадии у ребёнка развивается также чувство собственности, причём сначала это — неуёмное убеждение, что всё, что он любит, должно принадлежать ему. Для родителей это время не только чудесное, но и весьма напряжённое, особенно если речь идёт о первом ребёнке. Малыш постоянно будет испытывать родителей и ждать, что из этого получится.
Родители должны способствовать развитию личности ребёнка, всегда относиться с пониманием к его потребностям.
Темперамент малыша
Индивидуальный темперамент малыша начинает формироваться в возрасте от одного года до трёх лет.
Каждый ребёнок по-разному реагирует на определённые ситуации, и обстановка в каждой отдельной семье способствует развитию определённых образов поведения. Внимательное и отзывчивое отношение людей, которые его постоянно окружают, усиливают личность малыша и его мнение принимаются, то он и сам всегда будет готов отплатить ему тем же, иногда — и в интересах других.
Эмоциональное равновесие маленького ребёнка держится на доверии и любви.
Но в этот период даже очень послушные и спокойные дети начинают ясно и недвусмысленно выражать своё мнение, дают родителям понять, что именно они хотят и каковы их причуды.
Возможные проявления ревности и эгоизма, робости или страха в это время вполне нормальны, и они будут быстро преодолены, если родители помогут в этом. Они же должны привить своему ребёнку нормы общественного поведения.
Независимость ребёнка
Примерно на 18-м месяце жизни у ребёнка возникает первая концепция индивидуальности. Он говорит от себя и даже использует при этом своё собственное имя. Ему очень нравится смотреться в зеркало. Теперь он уже захочет сам решать, что с ним будет происходить.
Родители должны помочь малышу укрепиться в чувстве своей значимости, но при этом исходить из того, что каждому индивидууму в обществе отведены определённые границы, выходить за пределы которых нельзя. В игре ребёнок может полностью раскрыть свои способности.
Родители всегда должны находиться поблизости, но они не должны немедленно бросаться на помощь(если, конечно, ситуация не опасна). Пусть малыш сначала попытается сам справиться с ней. Помогите ему, если это действительно нужно.
Когда уже нужно устанавливать границы «ребенок – родитель»
Воспитание детей не всегда даётся легко, оно требует взаимных уступок как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Детям необходимо усвоить приемлемые формы общения и нормы поведения, а родители должны последовательно проводить свою линию в процессе воспитания, которая объединяет в себе терпимость и любовь, дисциплину и справедливость. Нам это удаётся, к сожалению, не всегда.
Каждая мать и каждый отец — это такая же индивидуальность, как и ребёнок. Поэтому единственно хорошей основой для совместного общения является взаимное понимание.
Дети в возрасте двух-трёх лет подвергают испытанию взаимопонимание родителей. Делается это, конечно, не по злому умыслу, а лишь потому, чтобы таким образом точно идентифицировать границы допускаемого поведения.
Они словно стараются определить, как далеко они могут зайти.
Между первым и третьим годами жизни ребёнка происходит интенсивное развитие его поведения и привычек. Успехи в психомоторном развитии побуждают его обращаться ко всё более комплексным активным действиям, и в основных чертах начинает формироваться его характер и темперамент. Всё чётче проявляются первые контуры личности.
Стадии этого развития очень важно знать родителям.
Даже если ребёнок плачет или сердится, нельзя идти у него на поводу. Он должен обладать достаточной свободой, чтобы развивать свою личность, — но в пределах границ, которые ему отведены. Это означает, что нельзя потакать всем его капризам, но не надо и сильно ущемлять его.

Воспитывать — значит устанавливать определённые границы и разъяснять это ребёнку. Мы требуем от наших детей послушания, а это понятие мы иногда неправильно связываем с наказанием.
Послушание — это знание и выполнение приемлемых норм поведения в рамках определённых границ. Результата здесь легче достигнуть собственным примером, чем какого-либо рода внушениями и наказанием.
Отказ от еды нередко является средством испытать родительское терпение. Если ребёнок не хочет есть, не принуждайте его и не браните, но и не предлагайте ему другое блюдо. Если он проголодается, то обязательно поест.
Нет, и еще раз нет! Как не позволить ребенку собой манипулировать
В возрасте от 18 месяцев и до трёх лет ребёнок часто ищет повод для конфронтации. Он открывает для себя слово «нет» и чувство себя особенно важным, когда отрицает что-либо. Кроме этого, теперь он разрабатывает целые стратегические планы, чтобы привлечь к себе внимание родителей. Сюда относятся сцены с криком и плачем, целью которых является выпросить что-то у родителей.
Дети быстро привыкают к тому, что с помощью плача и крика можно получить всё что угодно. Если даже желания ребёнка оправданны, то способ, которым они выражаются, должен быть адекватен.
Малыш должен уяснить, что получить желаемое можно не с помощью плача и завываний, а лишь тогда, когда это желаемое действительно ему принадлежит.
Чтобы такое поведение не закрепилось, потакать ему нельзя. Родители в такие моменты должны оставаться непреклонными и разъяснять ребёнку, как следует о чём-то просить правильно.
Как только ребёнок перестанет кричать, спокойно, но строго, объясните ему, что вы не обращали на него внимания именно из-за его плохого поведения, и удовлетворите его желание.
Это научит ребёнка не использовать для своих целей и для привлечения внимания старших крик и плач.
Советы доктора Комаровского по воспитанию детей можно посмотреть в этом видео.